Вакушка, vacu-formed kitМодель (или деталь), изготовленная по технологии вакуформирования из одного или нескольких листов полистирола.
В 80-90 годах ( расцвет «вакустроения» в СССР) зачастую таким способом копировались редкие и дорогие тогда западные модели ЛВД - такие как Tamiya и Hasegawa. На данный момент вакушки уже достаточная редкость, но технология все еще используется для производства мелких серий моделей или конверсий, как правило - авиационных. Достаточно часто вакушки дополняются деталями из белого металла или смолы. Так же широко используются вакуформированные фонари из прозрачного пластика - они более тонкие чем стандартные литые из пластика, и, соответсвенно - выглядят более масштабно. Также вакуформироваными парусами часто комплектуют модели судов. Технология вакуформированияСущность технологии состоит в том, что размягченный теплом листовой полистирол или другой пластик давлением атмосферного воздуха прижимают к поверхности т.н. формовочного стола, под которым для этого создается разрежение (вакуум). Пластик обтягивает разложеные на столе мастер-модели и затвердевает, сохраняя их форму. Различают позитивную (на схеме) и негативную технологии. В первом случае мастер-модель повторяет конфигурацию детали, уменьшенной на толщину пластика, во втором представляет собой негативный оттиск будущей детали, а лицевой стороной, в этом случае, будет нижняя. В самых глубоких точках негативных мастер-моделей проделывают технологические отверстия для выхода воздуха. Достоинства и недостатки вакушекВакумформирование наиболее пригодно для изготовления деталей т.ч. двойной кривизны, имеющих не выражающуюся в масштабе толщину (фонари кабин ЛА, надутые паруса, тенты, крылья автомобилей и т.д.). При этом на детали крайне нежелательно наличие острых кромок т.к. пластиковая пленка в любом случае образует галтели и скругления кромок, которые придется уничтожать механической обработкой. Кромки, прилегающие к мастер-модели будут более острыми, что служит основанием для выбора позитивной или негативной технологии. В последнем случае на самых выступающих местах детали останутся следы от технологических отверстий, которые нужно будет заделать. Технология вакуформирования легко воспроизводится в домашних условиях. В качестве источника тепла используется строительный фен, а вакуум создается обыкновенным пылесосом. На радиорынках продаются заготовки для плат с равномерно расположенными отверстиями, пригодные на роль поверхности формовочного стола. Пластик, натягиваясь на модель, тянется неравномерно, в результате, если размер детали или ее элемента соизмерим с толщиной пластика, то форма этого элемента будет искажена, из чего следует желательность применения как можно более тонкого (в рамках достаточной прочности) материала. СборкаТонкость пластика - главная трудность в работе с вакушками - детали непрочны, коробятся стандартным модельным клеем, а для отделения их от материала требуется аккуратно и равномерно сошлифовать всю поверхность стыка, не допустив порчи самой детали. По этой причине вакушки считаются самыми сложными в сборке моделями. Для прочности собранную конструкцую имеет смысл усилить (что бы она не «гуляла» при нажатии) - например, вклеить пластиковые штифты или в собранные вакушные детали заливают эпоксидную смолу для прочности и веса, при этом пластиковая оболочка служит ограничивающей «формой». Компании
- КАЮК
- Авиастенд
- Легион
- K&K
- МАВИ
- ЮМТК
- САМ
- PROP&JET
Источники
- М-Хобби №3 Осень 1994
Ссылки
| |
| |
Просмотров: 619 | | |
Всего комментариев: 0 | |