Как выбрать хорошую кисть?
Кисть - это не более чем простейший инструмент, помогающий моделисту выполнить задуманное. Конечно, вы не стали бы пытаться завернуть шуруп молотком или забить гвоздь отверткой. Также следует отнестись и к подбору хорошей кисти.
Как определить, какая из кистей подойдет лучше для вашей работы?
Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов, главными из которых являются: каким из материалов пользуетесь, какую технику применяете и сколько денег намерены потратить? Представьте себе, как было бы здорово - войти в отдел кистей какого-нибудь художественного салона и увидеть "море" ярлыков типа "Кисть для тонкой' лессировки", "Кисть для пастозной техники", "Для передачи фактуры " и т. д.. Однако, реальность такова, что приходится сталкиваться с безграничным выбором кистей - длинных и коротких, мягких и жестких, натуральных и синтетических, молчаливо взирающих на покупателей с полок художественных салонов - их уникальные свойства и преимущества, подобно сфинксу, остаются для нас загадочными. Цены кистей обычно находятся в диапазоне от 1 до 100 $. Какую же их них выбрать? И как узнать, оправдает ли купленная кисть вложенные средства? ( да частенько, захожу в салон и вижу всё новое и новое, а если за прилавком ещё и молодая продавщица, то дельного совета от неё не дождаться).
Как мне кажется использовав эту информацию, вы можете уверенно войти в отдел кистей любого салона, твердо зная, что можно, а что нежелательно делать выбранными кистями. ( естественно всё зависит, так же, от мастерства).
Слабые места
- Волоски пучка при неосторожном обращении могут ломаться (при грубом надавливании акварельной кистью на дно емкости с водой волос ломается о край обоймы). К примеру так часто происходит при нанесении защитного камуфляжа. Представьте: вы спокойно наносите краску на борт модели и… Один или 2 волоска ломаются - и что дальше? Приходится использовать пинцет, хотя он не всегда помогает. Лично у меня такое происходило. И это малоприятно.
- Скопление сухой краски на пучке у самой обоймы и внутри нее значительно сокращает срок жизни кистей, поэтому тщательно очищайте кисть. Лично я использую 750 растворитель. Одна беда его не часто встретишь в наших магазинах.
- Плохо смытый растворитель скапливается внутри обоймы и растворяет клей, вызывая выпадение волоса. ( советую как можно тщательнее промывать растворитель во избежании лишних затрат ).
Форма
Кисти обладают общими конструктивными характеристиками; кроме этого, они имеют ряд общих свойств в отношении формы. Форма пучка и назначение кисти связаны напрямую. Приведу описание кистей, которые как мне кажется чаще всего используются при покраске:
КРУГЛАЯ
Одна из наиболее универсальных кистей. Предназначается для нанесения краски линией с неизменной толщиной, либо линией, варьирующейся по толщине. Это прекрасная кисть для рисунка, создания фактуры, работы над деталями. С помощью круглой кисти вы сможете проникнуть в самые "недоступные" модели.
ЛИНЕЙНАЯ
Они короче последних, но длиннее круглых, оставляет точные линии, длинные мазки и также годится для нанесения надписей.
ТРАФАРЕТНАЯ
Кончик волоса данной кисти тупой и плоский, а краска наносится на поверхность вертикальными ударами. Кисть служит для нанесения ровного слоя через трафарет. Кроме этого, она прекрасно подходит для лессировок или свободно положенных слоев краски ( но не стоит переусердствовать при «ударах» о поверхность, так как это также может послужить поломке волокон кисти.
КОШАЧИЙ ЯЗЫК
Это - плоская кисть с купольным или овальным очертанием. Ее применение весьма разнообразно - ей можно писать как обычной плоской кистью и, в то же время, в перпендикулярном положении к поверхности - как круглой. Это - постоянный лидер среди кистей, используемых для перехода одного цвета в другой. ( к сожалению не могу представить фотографию, так как эта кисть «приказала долго жить», а приобрести новую я пока не успел).
Так же прошу прощения за РЕТУШНУЮ кисть. Её постигла та же учесть что и КОШАЧИЙ ЯЗЫК
Если вам необходимо нанести очень точный мазок, лучшей кисти не найти. Она похожа на подрезанную под угол плоскую кисть с коротким ворсом. Поскольку кончик кисти позволяет быстро и уверенно изменять объем волоса или щетины, несущих краску, данная часть - превосходный инструмент для создания перехода одного цвета в другой в труднодоступных, узких, мелких участках модели…
Выбор щетины
Свиная щетина:
Прекрасный выбор среди лучших кистей для масла и акрила. Кисть из свиной щетины также хорошо подходит для работы с густой краской. Самая лучшая кисть из свиной щетины крупного размера может стоить около 20$. Лучшие щетинные кисти изготавливаются из волоса китайского ангкингского борова.
Барсук:
Кисть из барсучьего волоса мягче щетинной, она идеальна при работе умеренно разбавленными красками. Ей нет равных при замесе масла или акрила. Волос этой кисти имеет коническую форму, а “брюшко” волоса расположено ближе к кончику. Поэтому кисть очень пушистая. Самые лучшие кисти из барсучьего волоса имеют кончик белого цвета и темную полосу в средней части. Производители порой имитируют их, окрашивая свиную щетину или кисть из козьего волоса. Однако, последние не могут сравниться с кистью из барсучьего волоса по своим рабочим свойствам. Если вы не уверены в подлинности кисти, обратите внимание на следующее: если у волоса нет “брюшка” и кончика, а вдоль его длины имеются скрученные и завитые волоски, то это кисть из козьего волоса; если есть расщепленные волоски, это свиная щетина.
Синтетические кисти:
Вы, вероятно, понимаете, что синтетические кисти при контакте с акварелью и масляными (или акриловыми) красками ведут себя далеко не одинаково. Кисти с нейлоновым волосом непригодны для работы акварелью — они разносят краску некачественно; однако, для умеренно разбавленного акрила они подходят прекрасно.
Лично я предпочитаю пользоваться всеми видами кистей. Таким образом меньше «заморачиваешься» и не обращаешь внимание на возможное «поражение» кисти. Я имею ввиду выбор определённого вида щетины.
О ручке
Как правило, кисти с длинными ручками выпускаются для письма масляными или акриловыми красками. Длинная ручка позволяет человеку расположиться на достаточном расстоянии от модели, либо от любого другого предмета покраски. Я советую иногда прибегать к обрезанию ручки кисти. Это поможет качественно улучшить процесс.
Размер кисти (маркировка)
В художественном салоне вы наверняка столкнетесь с такой проблемой: размеры кистей у разных производителей значительно отличаются. На некоторых предприятиях размер кисти определяется диаметром отверстия обжимной обоймы. Это означает, что диаметр обоймы кисти №12 составляет 12 мм. ( но по моему опыту это не всегда так ).
Тщательный отбор
Проверить качество
Качество кисти я проверяю по трем характеристикам: острый кончик, упругость и контроль над текучестью. Сначала удалите проклейку с пучка. Окуните кисть в воду. Вам потребуется времени больше обычного, чтобы новая кисть ее впитала. Затем, слегка постучите кистью по указательному пальцу: пучок высококачественной кисти примет остроконечную форму. Волос кистей низкого качества приобретает неопрятный вид. После проверки на образование острого кончика и упругости проведите кистью по поверхности для определения свойств текучести.
Вероятно, вы заметили, что подходящую кисть подобрать не так уж сложно. Вот еще несколько моих советов, которые помогут сделать правильный выбор.
- Не покупайте кисти наугад. Сперва следует тщательно проверить пучок. На рынок поставляется много кистей, снабженных защитными колпачками. Если колпачки были сняты и затем снова возвращены на место или заменены, есть вероятность, что пучок кисти поврежден. После этого, попробуйте кисть в деле.
- Любой серьезный продавец предоставит вам немного воды и место для испытания.
- Общее правило для всех кистей —убедитесь, что обойма надежно закреплена на ручке.
- При выборе щетинных кистей внимательно проверьте щетину — много ли в ней волосков с расщепленным кончиком?
- Проведите синтетической кистью по пальцам — почувствуйте, какова относительная упругость ее волоса? Подходит ли она для работы с краской?
- Храните кисти чистыми — это существенно продлевает их жизнь.
|