Обзор Trumpeter 1/32 Fairey Swordfish Mk I
21 мая я получил ссылку от hannants.co.uk в которой было очень заманчивое предложение, от которого я просто не мог отказаться. Я незамедлительно зашел в магазин по этой ссылке и, с хорошей скидкой, сделал покупку. Представляю новинку модельного ряда от Трумпетера - Fairey Swordfish Mk I в моем любимом 32-м масштабе.
Немного истории
Боевая биография торпедоносца Fairey Swordfish во многом схожа с судьбой знаменитого поликарповского "кукурузника" По-2. Несмотря на очевидную архаичность конструкции, он продержался на линии огня буквально всю войну. На счету Swordfish больше уничтоженных вражеских кораблей, чем у любых других типов самолетов союзников.
Первые серийные Fairey Swordfish начали сходить с конвейера завода в Хэйсе весной 1936 года и вытеснять из частей первой линии морально устаревшие машины Фэйри "Сил" и Блэкборн "Бэффин". Надо сказать, что уже в момент принятия на вооружение Fairey Swordfish по сути был анахронизмом. Обтянутый перкалем биплан с неубирающимся шасси и открытой кабиной принципиально ничем не отличался от аппаратов десяти и даже пятнадцатилетней давности. На это сразу обратили внимание морские летчики, давшие машине ироничное прозвище "стринбэг" - "авоська". Между тем, ничего лучшего в распоряжении лордов Адмиралтейства все равно не было, и к концу 1938 года Fairey Swordfish остался единственным торпедоносцем на палубах английских авианесущих кораблей. Последний Fairey Swordfish был построен 18 августа 1944 года. Суммарный выпуск составил 2392 машины. Из них 992 - Mk.I, 1080 - Mk.II и 320 - Mk.III.
Зимой 1940-1941 годов главной ареной борьбы стал Атлантический океан, где Германия пыталась действиями "волчьих стай" субмарин и надводных рейдеров задушить Англию в блокаде. Начиналась знаменитая "Битва за Атлантику". 18 мая 1941 года на перехват английских конвоев вышел в свой первый поход линкор "Бисмарк", самый мощный военный корабль, когда-либо плававший под германским флагом. Уже 24 мая он одним залпом потопил английский линейный крейсер "Худ". 26 мая самолет-разведчик "Каталина" обнаружил линкор и сообщил данные о его местонахождении. В тот же день, несмотря на штормовую погоду, с авианосца "Арк Ройял" стартовали 15 Fairey Swordfish. Часть из них заблудилась в дожде и низких тучах, но остальные сумели выйти на цель и, прорвавшись сквозь зенитный огонь, поразить ее двумя торпедами. Одна попала в центральную часть корпуса и не причинила "Бисмарку" большого вреда, но другая оказалась для гиганта роковой. Взрывом был заклинен руль, и корабль потерял управление. Эти же Fairey Swordfish передали уточненные координаты линкора экипажам английских миноносцев, которые в ночь с 26 на 27 "угостили" "Бисмарка" еще двумя торпедами. В результате рейдер лишился хода.
Именно этот эпизод из биографии Fairey Swordfish запал мне в душу, еще в моем детстве. Я долго ожидал заявленной новинки от Trumpeter и дождался ее. Проделанная работа тихоходной и плохо защищенной "авоськи" стала отправной точкой к потере германского линкора "Бисмарк". Прямо как из фильма "В бой идут идни старики" : " Ребята, смотрите!!!! Наш кузнечик мессера завалил!!!"
Коробка.
Сделана из хорошего и качественного картона с отличной полиграфией. В этом Trumpeter заметно пошел вперед, что очень радует.
На боковинах коробки с одой стороны даны фотографии собранной модели в разных ракурсах с прозорачным левым бортом фюзеляжа ; с другой стороны две цветные графики предлагаемых для сборки вариантов. Первый вариант борт L7647:4H, 820 Squadron HMS Ark Royal, 1941 - самолет, который непосредственно брал участие, в успешной атаке "Бисмарка". Второй вариант H/W5948 "Channel Dash" 12 February 1942 - один из 9 "стринбегов", которые утром 12 февраля 1942 года пытались атаковать немецкие линкоры в проливе Ла-Манш. Перехватчики сбили их, не дав даже приблизиться к цели.
Для себя я решил построить первый вариант, торпедоносца с HMS Ark Royal, который участвовал в налет на "Бисмарк".
Содержимое коробки
- Очень неплохая и четкая инструкция на 16-ти листах. Все схемы понятны и не представляют труда при их чтении.
.
- В модели 190 деталей, которые отлиты из серого мягкого пластика и размещены они на 11 литниках разной формы.
При чем, два литника из прозрачных деталей. На первом, меньшем, прозрачный козырек для пилота, приборная пнель, остекленение днища, правого и левого бортов самолета, фары и их защитные панели по обводу крыла.
Гораздо инереснее второй литник, на котором расположены две полностью прозрачные половинки фюзеляжа с отдельными панелями. Надо сказать, что качество прозрачных деталей, очень и очень прехорошее.
- Надо отметить, что на всех деталях отсутствует облой, нет недоливов и, что отдельно очень радует, полное отсутствие утяжин практическое отсутствие шовов на деталях, видимо, хорошо подогнанны половинки форм. Я очень долго и придирчиво осматривал модель и не нашел ни одной утяжины, все детали отлично пролиты. Возможно эйфория закрыла мне глаза, но не думаю. Сборка покажет! Надеюсь , что все огрехи и проблемы, которые возникали у Trumpeter при литье, остались позади и фирма выходит из ранимого возраста, с детскими болезнями.
- Расшивка внутренняя, неглубокая и аккуратная, с внешней имитацией болтов и клепки. Хорошо проработана полотняная обшивка.
- В наборе дается три резиновых колеса, с довольно приличным внешним видом.
- Также есть модное фототравление, в котором есть все необходимые расчалки и подкосы. Насколько они масштабны трудно сказать, но на первый взгляд, подозрений не вызывают.
- Деколь, похоже родная, от производителя, трумповская. Во всяком случае, ничьих логотипов на ней не найдено. Деколь вглядит неплохо, но заметно толстовата. Особенно удивила деколь на законцовки лопастей винта с просто огромной подложкой и красной полосой поперек лопасти.
- Цветной двухсторонний лист с вариантами окраски прототипов и схемой нанесения деколей на них. Лист с отличной печатью и цветопередачей. На листе, с каждой стороны есть таблица используемых цветов для некоторых производителей, а именно MR.HOBBY, Mr. Color, Vallejo, Model Master, Tamiya, Humbrol.
- Из подвесного вооружения только одна торпеда.
Замечания
- Есть парочка заметных следов от толкателей на внутреннй поверхности кокпита, но они не смертельные и без труда будут обработаны. В остальном, они не смертельны.
- Отсутствуют тяги к рулю высоты и рулю направления, но их без труда можно сделать. По обеим бокам фюзеляжа есть места для их выхода, а на отклоняемых поверхностях рулей рычаги, к которым эти тяги крепятся.
- Судя по таблице, Trumpeter опирается на палитру Mr. Color. Все их цвета присутсвуют в таблице, тогда как у остальных производителей, аналогичных цветов в палитре нет. Хуже всего обстоятдела у Model Master ( всего 5 совпдений цветов палитры, да и то не основных, 6 цветов отсутствует), далее Tamiya ( 6 совпадений, 5 отсутствует), далее Vallejo и Humbrol ( 7 совладений, соответственно, 4 отсутствует) и MR.HOBBY ( из 11 цветов всего лишь один цвет отсутствует).
- Деколь однозначно "фтопку", все ОЗ, маркировку винта, нетрудно сделать при помощи масок и вид будет более естественный. Оставляем очень скудную техничку.
- Очень мало травления по интерьеру, практичести его отсутствие. Для достоверности, многие детали интерьера придеться делать из фольги или жести. Афтемаркета на Swordfish, пока, никто не производит.
- Чрезчур толстое ветровое стекло пилота, около 1.5 мм. Придется изготовить новое.
- Курсовой пулемет и пулемет в кабине экипажа, для защиты задней полусферы - фтопку. Их надо полностью переделать, стволы ставить, однозначно, металлические.
- Можно еще парочку недостатков найти, но они , скорее, выявятся в процессе постройки.
Выводы
Модель производит приятное впечатление. Очень хорошее качество литья, но все же, закрадывается ощущение, что это увеличенная модель Свордфиша в 48-ом от Tamiya. Ознакомившись с инструкцией к Тамиевскому Свордфишу, я полностью в этом убедился. Близнецы-братья, только в разных масштабах. И в этом Trumpeter довольно постоянен - модели меньших масштабов известных производителей увеличивает до 32-го и все. Не удивлюсь, если даже расположение деталей на литниках, будет идентично, что у Тамии в 48-м, что у Трумпа в 32-м. Жаль, пора бы Trumpeter уже и свои собственные разработки иметь.
В чертежи модель пока не вкладывал, но надеюсь, что в этом плане проблем не возникнет. Хочется верить, что у Tamiya с геометрией все в порядке. В любом случае, самолет узнаваемый и его ни с кем не спутаешь.
Лично я его буду собирать с огромным удовольствием с освещением процесса постройки на форуме.
|