mir-modeley.at.ua Мир моделей из бумаги

Меню сайта

Категории моделей

Друзья сайта





Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 113

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Облако тегов

Полезные статьи

Также советую


  • Главная » Статьи » Статьи

    Вакушка, vacu-formed kit

    Вакушка, vacu-formed kit

    Модель (или деталь), изготовленная по технологии вакуформирования из одного или нескольких листов полистирола.


    FIXME - причесать текст из М-Хобби и разбить на подстатьи

    Родоначальником жанра был англичанин Гордон Стивенс, всю свою жизнь строивший модели. Будучи школьником он вырезал модели самолетов из картона и продавал их одноклассникам за шестипенсовик. Во время Второй Мировой войны, когда ему исполнилось 15, он делал модели уже из бальзы и менял их на консервы, сигареты и шоколад американцам из бомбардировочного полка, базировавшегося по соседству, на авиабазе Westcomb.

    В 1969 году он рассматривал пластиковую вставку с ячейками от коробки шоколадных конфет, и ему впервые пришло в голову, что таким же способом можно делать и модели самолетов. Гордон, оставив работу в рекламном агентстве, организовал компанию Rareplanes - первую фирму производившую пластиковые модели методом вакуумной формовки. Впоследствии он также продавал свои изделия под марками Rarebits, Raretanks и Warbirds, значительно расширив ассортимент.

    В 80-90 годах ( расцвет «вакустроения» в СССР) зачастую таким способом копировались редкие и дорогие тогда западные модели ЛВД - такие как Tamiya и Hasegawa.

    На данный момент вакушки уже достаточная редкость, но технология все еще используется для производства мелких серий моделей или конверсий, как правило - авиационных.

    Достаточно часто вакушки дополняются деталями из белого металла или смолы.

    Так же широко используются вакуформированные фонари из прозрачного пластика - они более тонкие чем стандартные литые из пластика, и, соответсвенно - выглядят более масштабно. Также вакуформироваными парусами часто комплектуют модели судов.

    Технология вакуформирования

    Технология вакуформирования

    Сущность технологии состоит в том, что размягченный теплом листовой полистирол или другой пластик давлением атмосферного воздуха прижимают к поверхности т.н. формовочного стола, под которым для этого создается разрежение (вакуум). Пластик обтягивает разложеные на столе мастер-модели и затвердевает, сохраняя их форму.

    Различают позитивную (на схеме) и негативную технологии. В первом случае мастер-модель повторяет конфигурацию детали, уменьшенной на толщину пластика, во втором представляет собой негативный оттиск будущей детали, а лицевой стороной, в этом случае, будет нижняя. В самых глубоких точках негативных мастер-моделей проделывают технологические отверстия для выхода воздуха.

    Достоинства и недостатки вакушек

    Вакумформирование наиболее пригодно для изготовления деталей т.ч. двойной кривизны, имеющих не выражающуюся в масштабе толщину (фонари кабин ЛА, надутые паруса, тенты, крылья автомобилей и т.д.). При этом на детали крайне нежелательно наличие острых кромок т.к. пластиковая пленка в любом случае образует галтели и скругления кромок, которые придется уничтожать механической обработкой. Кромки, прилегающие к мастер-модели будут более острыми, что служит основанием для выбора позитивной или негативной технологии. В последнем случае на самых выступающих местах детали останутся следы от технологических отверстий, которые нужно будет заделать.

    Технология вакуформирования легко воспроизводится в домашних условиях. В качестве источника тепла используется строительный фен, а вакуум создается обыкновенным пылесосом. На радиорынках продаются заготовки для плат с равномерно расположенными отверстиями, пригодные на роль поверхности формовочного стола.

    Пластик, натягиваясь на модель, тянется неравномерно, в результате, если размер детали или ее элемента соизмерим с толщиной пластика, то форма этого элемента будет искажена, из чего следует желательность применения как можно более тонкого (в рамках достаточной прочности) материала.

    Сборка

    Тонкость пластика - главная трудность в работе с вакушками - детали непрочны, коробятся стандартным модельным клеем, а для отделения их от материала требуется аккуратно и равномерно сошлифовать всю поверхность стыка, не допустив порчи самой детали. По этой причине вакушки считаются самыми сложными в сборке моделями.

    Для прочности собранную конструкцую имеет смысл усилить (что бы она не «гуляла» при нажатии) - например, вклеить пластиковые штифты или в собранные вакушные детали заливают эпоксидную смолу для прочности и веса, при этом пластиковая оболочка служит ограничивающей «формой».

    Компании

    FIXME

        - КАЮК
     
        - Авиастенд
     
        - Легион
     
        - K&K
     
        - МАВИ
     
        - ЮМТК
     
        - САМ
     
        - PROP&JET

    Источники

     

        - М-Хобби №3 Осень 1994

    Ссылки

     

     


     

    Категория: Статьи | Добавил: xBOINGx (15.02.2016)
    Просмотров: 443 | Теги: Жаргон, Технологии, ваку | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email:
    Подписка:1
    Код *: