Filla-Glu vs Mxbond: Черные клеи от А до Я
Всех приветствую! Многие, наверное, видели в блогах импортных коллег, как лихо они используют в качестве шпаклевки некую черную субстанцию, обладающую, судя по фоткам, почти идеальными для моделиста свойствами: субстанция намертво сцепляется с пластиком и, что особенно важно, близка к этому пластику по физико-механическим свойствам (кто пытался резать расшивку по стыку пластика и шпаклевки, тот поймет).
В свое время я заинтересовался этой чудо-шпаклевкой и выяснил, что это черный суперклей - обычный, привычный нам цианакрилатиный "суперглю", но с одной особенностью: в его состав добавлен каучук.
Я начал искать, где бы такое чудо прикупить. Выяснилось, что в "ихних" блогах чаще всего фигурирует японский клей Mxbond производства компании Wave. К сожалению, на то время ни в одном из японских онлайновых магазинов его не было в наличии. Я продолжил поиски и набрел на сайт английского производителя Filla-Glu, который среди немалого ассортимента различных суперклеев выпускает и черный. Пошерстил интернет, почитал отзывы о нем на форуме Бритмоделлера, и решил, что стоит попробовать. Купил, попробовал... Впечатления сложились неоднозначные. Очень хорош, да. Но с одной особенностью (о которой ниже), а потому - не чудесен. А хотелось чудес
Не так давно, в очередной раз зайдя на HLJ, я вдруг увидел, что "тот самый" японский Mxbond есть в наличии. Ну да, цена не вполне детская - эквивалент 10-15 банок отечетвенного пива или 5-6 хорошего. Но жабу придушил, купил, опробовал. И еще с Filla-Glu сравнил.
Вводные были такие: клей нужен для того, чтобы заполнять мелкие неровности (типа старой кривой расшивки) с условием, что поверх будет нанесена новая расшивка. Заполнять им большие объемы мне представляется неправильным - для того существуют разные двухкомпонентные шпаклевки.
Итак, наши подопытные. Слева англичанин Filla-Glu (далее "А"), справа японец Mxbond (далее "Я").
Как видите, "Я" поставляется с тремя наконечниками, "А" поставляется с ничем. Плюс в актив "Я"? Не факт. Я, например, никакими наконечниками никогда не пользуюсь, а наливаю немного клея в небольшую емкость (типа полости от фильм-таблетки) и черпаю его оттуда зубочисткой, иглой, проволочной петлей и т.п. Мне важнее, чтобы носик баночки с клеем был устроен так, чтобы собирать на себе как можно меньше клея. И с этой точки зрения, побеждает "А" - пусть отверстие в носике шире, чем у "Я", зато бортики уже, потому пачкаются меньше:
Здесь необходимо лирическое отступление. У "А" есть такая особенность: при полимеризации частицы черного пигмента поднимаются на поверхность, при этом внутри остается полупрозрачный грязный клей, а на поверхности - матовая, довольно рыхлая резиноподобная пленка. Свинство в том, что эта пленка может появиться, а может и нет. Сегодня она может появиться на толстом слое, завтра на тонком, а послезавтра вообще отсутствовать. У "Я" черные частицы так же поднимаются на поверхность, но они всегда остаются связанными с основной массой клея. Не уверен, что смог понятно описать, но надеюсь, что дальнейшие фотографии помогуть понять, о чем речь.
Итак, для испытания были выбраны куски крыла академовского "Сейбра" с характерной расшивкой. На участках около 15 мм расшивка была замазана с помощью зубочистки. После полимеризации получилось вот что:
Видите? Матовая, даже "на глазок" рыхлая поверхность у "А", и гладкая, плотная у "Я".
ОК, клей полимеризовался - идем в ванную (или на кухню) шкурить под водой. Интересная особенность: при зашкуривании становится хорошо заметно, что при полимеризации черные частицы поднялись на поверхность, оставив в глубине просто мутный полупрозрачный клей. Чем-то похоже на высохшую каплю акварели - полупрозрачную внутри и с плотным цветом на границе. Если же в этот момент взглянуть на слой клея сбоку под острым углом, то можно увидеть, что он еще достаточно толст:
Продолжаем шкурить до того момента, когда клей полностью сойдет с поверхности и останется только в углублениях расшивки. Обратите внимание: кажется, что оба клея пролили расшивку не полностью. На самом деле это не так и расшивка полностью заполнена клеем. Просто черные частицы, поднявшись на поверхность, местами оставили клей полупрозрачным. Чудес не бывает, да.
Ну да бог с ней, с эстетической стороной. Пробуем нарезать по всему этому расшивку.
Я расшиваю иглой. Как поведет себя поверхность под скрайберами, сказать не могу. Но сомневаюсь, что будет безобразничать. А под иглой создается полное впечатление монолита. Обратите внимание, что даже линия под острым углом не приводит к выкрашиванию клея из старой расшивки:
Увы, в данном случае "А" показал свою особенность. Видите справа от кольца над диагональной линией как будто недошпклеванную старую расшивку? В этих местах при процарапывании и дальнейшей зачистке сорвались рыхлые резиноподобные верхушки. Эти неаккуратности выявились еще до грунтования, но ради наглядности эксперимента я не стал их шпаклевать заново. "Я" же показал себя безупречно. Небольшой недошпаклеванный кусочек справа от кольца не в счет - я его просто случайно пропустил.
Что имеем в сухом остатке по результатам эксперимента?
Скажу так: если бы у меня по-прежнему был только "А", то я бы вполне спокойно работал с ним, будучи готовым к его особенностям. Но сейчас у меня есть практически безупречный "Я", поэтому "А" отправится на общедомовые работы - ну, там, пресловутый гвоздь приклеить или капающий кран починить.
PS Вопрос: А был ли смысл возиться со всеми этими сильно недешевыми черными клеями?
Ответ: Был. По сравнению с хрупкими обычными прозрачными, они более пластичны и максимально близки по свойствам к пластику.
|